Кладбище кораблей Аральского моря
Речь пойдет об оставшихся морских суднах, которые покоятся на берегу Аральского пустыни. Ведь от воды настоящего моря их отделяет уже более 100 километров. Ржавые корабли в узбекском городе Муйнак служат напоминанием страшной трагедии исчезнувшего моря.
О городе Муйнак
Почему именно корабли находятся в Муйнаке? Муйнак в середине 20 века был передовым городом на Аральском море в области добычи и переработке рыбы. Консервный завод в Муйнаке работал на весь СССР с размахом. Работали без остановки в несколько смен. Выдавали объемы по сбору морепродутов в лучшие годы в 1960-х 60 тонн, а в 1980-ы добыча сократилась до 14 тонн в год, а после в море выходить перестали.
Какое-то время завод еще работал на импорте рыбы, но в настоящее время заброшен. Целая флотилия базировалась в Муйнаке. Корабли выходили исправно в море каждый день. Остается лишь догадываться сколько было кораблей в порту. Работали в Муйнаке не только узбеки, а люди многих национальностей со всего Советского Союза.
Однако события, которые произошли в этих краях можно охарактеризовать как экологическая Катастрофа Аральского Моря повлекли за собой упадок города и массовый отток людей в другие регионы.
Не спасло и создание специальных каналов к морю, когда вода отошла примерно на 30 километров от Муйнака. Программу свернули, так море очень быстро отступало. Теперь понятно, что в ближайшие сотни лет возражение моря ждать не стоит.
Раньше был пляж в Муйнаке, где люди отдыхали.
Как появилось кладбище кораблей?
По мере того как стала исчезать вода, корабли стали отрезаны от большой земли и сели на отмель на разных участках Аралакума. Море и так не было самым глубоким, а при упадке воды и вовсе потеряло пути для передвижения флотилии.
Не успели опомниться как многие судна были порезаны на метал в течении 90х-2000х. На тот момент уже было понятно, что море никогда не вернется в здешние края и на Аральском море творилась полная неразбериха. И по сей день размеры водной глади Арала уменьшаются. Во время опомнились и свезли некоторые оставшиеся судна со всей Аральской пустыни в порт Муйнак.
Ржавые корабли демонстративно выстроены в ряд у берега бывшего причала Муйнака. Тут же и музей, который появился рядом с маяком. Тут же и некоторые стенды посвящающие в трагедию исчезновения моря.
Рядом еще сооружен обелиск в память. Символизирует ушедшее море.
Возле музея смотровая площадка, но вы не увидите отсюда никакой воды. Лишь стоящие тленные морские судна.
Эти корабли уже достаточно сгнили, чтобы разобрать какие-то надписи на суднах. Но все же на некоторые можно еще взобраться и рассмотреть поближе.
Местами металл проржавел, нужно очень аккуратно ступать по прогнившие ослабшие листы металла. В некоторых местах на металле остались следы засохнувшей крови, кто-то неаккуратно пытался залезть на корабль и поранился об острый металл.
Некоторые из кораблей расписаны различными граффити. Названия кораблей можно увидеть на старых фото, так как металл основательно прогнил и потерял цвет.
Осталось 8 корабликов, разных модификации прямо напротив музея. Их сгрузили ровненько, как бы на импровизированный плацдарм. И еще четыре судна находятся в 300 метрах от основной группы уже в более хаотичном порядке.
Во время процветания Аральского моря тут ходили пароходы и теплоходы разных типов и моделей: буксировочные.
Флотилия Аральского моря в XX веке
Флот Аральского моря в 1960-е годы включал 158 кораблей. Но первые корабли появились еще в XIX веке.
Первыми по морским просторам Аральского моря ходили шхуны. После появились пароходы и баржы. Доставлялись это все в разобранном виде, что интересно сухопутным путем при помощи гужевого транспорта, на тот момент не было железной дроги в здешних краях.
А в XIX веке уже были доставлены первые пароходы произведенные в Швеции «Перовский» и «Обручев». В 1869 и 1872 годах в Бельгии произвели два корабля на паровой тяге, под названием «Самарканд» и «Ташкент».
Были созданы и военные корабли. Однако к концу 19 века флотилия была расформирована, так как дорого обходилась казне и свои основные задачи по захвату территорией были выполнены.
Проход к заброшенным кораблям на данный момент в 2024 бесплатный. Как они охраняются от вандализма не совсем понятно. Людей не так много. Посещают как одинокие туристы, так и целые группы школьников.
С нами например фоткались на фоне корабля многие из них. Эти кораблики мы еще можем созерцать даже в таком виде. Например, известное судно Гидролог из фильма Игла с Цоем, уже давно разобрано на метал, лишь жалкая часть суда торчит из дна бывшего моря.
В некоторых кораблях через киль еще можно пробраться на палубу корабля. Но тоже надо постараться аккуратно залезть. Расстояние до земли пару метров. Никаких лестниц нету на палубу. Только метод подтягивания по переборкам судна и балансирования по стенам.
Напишите при наличии информации о конструкциях кораблей в комментариях. В предыдущих видео, например о кладбище кораблей в белорусской зоне отчуждения удалось по крупицам собрать информацию о модификациях буксировочных паромах. Так, что ваша информация и познания были бы весьма уместны в дополнение к видеоматериалу.
Содержание