Многие даже далекие от истории, туризма и военного дела люди краем уха слышали название – Линия Сталина. У многих белорусов это название прочно связано в подсознании с коммерческим развлекательным музеем под Минском. Там восстановили некоторые точки которые входили в оборонительную цепь и сделали музей под открытым небом. Значительная часть белорусской аудитории думает, что Линия Сталина ограничивается территорией нынешнего Историко-культурного комплекса возле Заславля, несколькими восстановленными огневыми точками и современной военной техникой. На самом же деле все куда масштабнее и интереснее. Пора по другому взглянуть на фортификационные объекты носившие громкое имя Линия Сталина. Давайте попробуем разобраться немного глубже, что в действительности представляла Линия Сталина до Второй Мировой Войны.

Репортажи с Линии Сталина
Как появилось название Линия Сталина
Эпичное и громкоговорящее название придумано вероятно всего прессой. При чем как утверждается многими Западной. По одной из версий возможно даже советской, чтобы предать окутать дополнительным страхом на противника. Ведь сами нацисты признавались, что считали Советский Союз мощным военным комплексом и не думали, что окажутся под Москвой так быстро. А тут еще нужно и преодолеть громко говорящий оборонительный массив с именем известного тогда на весь мир Сталина.
Впервые 1936 году в латвийском издании Сегодня указали название Линия Сталина, после ссылаясь на него издание Daily Express напечатало аналогичный термин.
В некоторых фортификационных укреплениях добавляли надписи, укрепляющие моральных дух бойцов.

Линия Сталина на карте
Линия укреплений протянулось вдоль всего Западного рубежа СССР. От Финского Залива до Черного моря. Оборонительная линия не представляла собой цельную полосу. Были построены отдельные участки обороны в расстоянии друг от друга примерно от 50 до 150 км. Были выстроены в разной степени готовности около 4000 дотов. Сооружено 22 укрепрайона в разных частях СССР. Общая линия составила 2067 километров.

Сеть дотов подразделялась на укрепрайоны (сокращено УР) по названиям крупных городов всего Советского Союза. Например на территории современной Беларуси были построены первыми Полоцкий, Мозырский, немного позже Минский укрепрайоны.
Также широко известны Киевский, Коростенский, Псковский, Карельский, Тираспольский и другие оборонительные районы по многим странам бывшего СССР.
Зачем строили Линию Сталина
Легендарная линия состояла и сети ДОТов, которые могли автономно существовать и сдерживать противника на протяжении короткого времени. Пока не мобилизуются основные военные силы. Другими словами линия дотов должна была сдержать первую волну атаки противника.
Каждый из укрепрайонов закрывал стратегически важное направление для движения противника.
Мобилизация укрепленных точек должна были произойти за 36 часов.
Напомним, что старая граница Советского Союза разделяла современную Беларусь на две части и проходила неподалеку от Минска в 30 км. Именно поэтому доты были возведены изначально под Минском.
В последующем события начала Второй Мировой Войны нарушили все планы на Минский укрепрайон Линии Сталина.
Захват и раздел Польши между СССР и фашисткой Германией спровоцировал строительство нового укрепрайона вблизи Гродно и на территории современной Польши. Так как границу СССР отодвинули значительно дальше первоначальных рубежей.
Старые оборонительные узлы потеряли стратегическое значение и попали под консервацию.

Следующая масштабная сеть дотов вдоль новой границы получила название Линия Молотова. Об этой оборонительной системе мы обязательно расскажем в следующих статей.
Когда появилась и как строили Линию Сталина
Стройка фортификационных огневых точек началась в 1928 году и продлилась вплоть до начала Второй Мировой Войны в 1939 году. Изначально причина возведения укрепленных районов заключалось во враждебных отношениях с Польшей, с которой часто случались военные конфликты. Особенно отпечаток наложил 1919-1921 года, где по факту войны, СССР потеряла часть территорий. После 1932 года стройка укрепленых районов Линии Сталина пошла уже по-другой стизе в силу нарастающей опасности Германии, развернулась новая полномастштабная доукомплектовка УРов.
Возведение объектов велось в скоростном и тяжелом режиме. Попросту иногда не хватало строительных и человеческих ресурсов, так как большие средства тратились и на развитие другой военной инфрастуктуры в преддверии войны.
Из рапортов предоставленных комиссией контроля по стройке Линии Сталина перед началом Второй Мировой Войны данные оказались неутешительны. План строительства был провален. Стройка всех запланированных ДОТов не была завершена даже на 50%. Ощущалась острая нехватка материалов – цемента и леса. Многие ДОТ не были укомплектованы необходимым оборудованием. К тому же только около 10% долговременных огневых точек к 1939 году готовы были отразить танковые удары противника.
Что строили, виды укреплений на Линии Сталина
Помимо противотанковых надолбов и металлических ежей командование СССР широко использовало небольшие укрепления, сокращенно ДОТ (долговременная огневая точка). Это основная cоставляющая Линии Сталина. Фортификационные постройки, такие как долговременные огневые точки, или сокращенно ДОТ. ДОТ – железобетонные фортификационные объекты пришли на смену, ДЗОТ – деревоземляным огневым точкам. На момент начала 20 века ДОТы считались чем-то революционным в мире фортификации и крепким орешком для врага. Доты неплохо и эффективно показали себя в Первой Мировой Войне, а также в локальных конфликтах. В свою очередь ДОТы принято разделять на капониры, полукапониры, кофры, блокгаузы, оборонительные казармы и прочие.
Среди капониров и полукапониров выделяют:
— артиллерийские или артиллерийско-пулеметные капониры (АПК) и полукапониры (АППК), возводимые на наиболее важных, ответственных участках обороны;
— пулеметные капониры (ПК) и полукапониры (ППК), сооружаемые на вспомогательных направлениях.

Укрепление ДОТ как основна фортификации Линии Сталина
Долговременная огневая точка – это отдельно стоящее бетонированное сооружение с амбразурами под орудия разного типа: пулеметы, пушки, в том числе ставились и отдельные противотанковые. ДОТы могли быть одно уровневые, так и двухуровневые. ДОТы не строились обособленно, а именно группами в диапазоне от 1 до 3 км между собой. Все сооружения данного типа по-возможности маскировались с учетом конкретного ландшафта, а также при маскировочной сетки. Зачастую рассмотреть издалека огневой объект для противника было сложно. Доты различались по степени защиты. Три основных класса М-1, М-2, М-3. Из которых М-1 самый стойких к попаданиям снарядов большого размера и веса. Некоторые вполне могли выдержать попадание танкового снаряда различного калибра, не говоря уже про пули от наступления пехоты или обстрел артиллерии. Специальные противооткольные покрытия исключали попадания осколов в личный состав укрепления.

Бронебойные заслонки в совокупности с грамотным размещением бойниц у самой земли ДОТа защищали оружие, исключая вероятность прицельного попадания снаряда.
По назначению ДОТы скорее противостояли пехоте и кавалерии (что на начало XX века было актуально), так как для танковой группы отдельные долговременные огневые точки особой угрозы не представляли. Все таки большинство дотов снабжались пулемётными системами НПС-3. Где на станке был установлен старенький пулемет Максим 1910 годов выпуска. Позже была разработана система Горнастелева ПС-31.

В 1920 создатели Линии Сталина – при возведении ДОТов на первом этапе возведения не учли момент скорого развитие военной техники. Именно обильное появление и использование танков поставило крест на дальнейших строительствах подобных ДОТов.

Лишь более поздние Доты снабжались системами Дот-4 с противотанковой пушкой и пушками Л-17. При этом дальность стрельбы из пушек доходила до 2 км, по танкам до 1 км. Была установлена связь между ДОТами, как телефонная так и радио, а также телеграфная. Доты предполагали отопления, подвод тока, водообеспечение. Однако системы канализации в большинстве отсутствовали. На входе выходе устанавливалась бронебойная металлическая дверь и рядом амбразуры для атаки противника который подходил вплотную к укреплению.
На ИКК Линия Сталина можно посмотреть, как ДОТ выглядел в те военные годы в наглядном виде. Доты в музее благоустроили и снабдили элементами той эпохи. Доты полностью укомплектованы оборудованием тех лет. А посмотреть заброшенные доты можно изучив наши пешие маршруты по Беларуси.

Какие страны и регионы обладают фортификацией Линии Сталина
На данный момент остатки сооружений можно встретить в Российской Федерации, Республике Беларусь, Украине. Данные по количеству фортификационных объектов разнятся. Примерная таблица с количеством по укрепрайонам.
Карельский | 196 |
Кингисеппский | 33/89 |
Усть-Лужский | 26 |
Псковский | 56/147 |
Островский | 70 |
Себежский | 75 |
Полоцкий | 203 |
Минский | 295/327 |
Слуцкий | 145 |
Мозырский | 181 |
Коростеньский | 455/468 |
Новоград-Волынский | 199/261 |
Шепетовский | 137 |
Изяславский | 62 |
Староконстантиновский | 58 |
Проскуровский | 26 |
Киевский | 217/246 |
Остропольский | 70 |
Летичевский | 363/394 |
Каменец-Подольский | 159 |
Могилёв-Подольский | 276/304 |
Рыбницкий | 260/376 |
Тираспольский | 309/318 |
Итого | 4 338 |
ДОТы Линии Сталина в наши дни
Теперь же доты можно встретить не только в лесах и полях, но и на дачных участках. Многие приспособили бывшие военные объекты под свои нужды.

Некоторые заброшенные Доты пытаются восстановить и увековечить в образе мемориала за пределами музея.
На сколько известно в ИКК Линия Сталина находится 6-ть отреставрированных ДОТов.
Однако большинство фортификационных укреплений находится в заброшенном виде, иногда представляя собой свалку для мусора.
Содержание